#20 Шесть хитростей, как легко и быстро научиться чему-то новому

Есть несколько приемов, с помощью которых можно быстро освоить что-то новое. Эти приемы не совсем обычные. Некоторые из них заимствованы из методов дрессировки животных, но их с легкостью может использовать и человек. Эти хитрости точно помогут ускорить обучение и надолго сохранить результаты.

1. Планка повышается понемногу. Обучаемому должно быть легко выполнить новое требование. Например, лошадь стабильно берёт барьер в два фута, иногда преодолевая планку в три фута. В этом случае можно поставить следующую цель на уровне 2,5 фута. Поднять барьер сразу до трех футов опасно, потому что успех перестанет быть стабильным.
Другой пример: отец отобрал у сына мотоцикл до той поры, пока подросток улучшит отметки в школе. Сын стал заниматься усерднее, и его оценки немного улучшились. Вместо того, чтобы поощрить первые результаты, отец сказал, что надо стараться ещё больше и не отдал мотоцикл. Не получив положительного подкрепления, подросток бросил заниматься и вернулся к прежним двойкам.

2. Каждому элементу поведения – свой отрезок времени. Нельзя обучить дельфина делать фонтан брызг одновременно и высоким, и направленным в определённую сторону. Сначала надо довести высоту до нужной отметки, затем приступить к отработке направления, и наконец, можно требовать выполнения обоих критериев вместе. Если не соблюдать это условие дрессировки, то животному будет сложно понять, чего от него хотят: сначала не дают рыбку, потому что фонтан низкий, потом опять не дают, хотя фонтан высокий (но не туда направлен).
Иногда мы делаем много упражнений, но прогресс очень медленный. Причина в том, что мы пытаемся улучшить сразу два или более элементов навыка. Например, распространённая ошибка при обучении игре в гольф заключается в том, что новичок старается сделать удар сразу и в меру сильным, и правильно направленным. На формирование этого навыка может уйти целое лето. Чтобы научиться играть в гольф всего за несколько выходных, надо действовать шаг за шагом.
Сначала надо отрабатывать только расстояние до лунки, затем – только направление удара и, наконец, оба элемента вместе. Для тренировки силы удара вы можете использовать шнур, отмеряющий расстояние, посылая мяч вдоль него. Для отработки направления удара можно очерчивать шнуром круг на земле и пытаться в него попасть, постепенно сужая пространство. Когда оба элемента будут выполняться на приличном уровне, можно объединять их в одну цель – удар определённой силы и в заданном направлении.

3. Заучивание лучше начинать с конца. Разделите стихотворение, мелодию, текст выступления или роль в пьесе на части и начните запоминать их в обратном порядке. Хитрость в том, что вы будете двигаться от незнакомого к тому, что уже выучили, а это психологически проще. Знакомый материал будет выполнять функцию положительного подкрепления.

4. Время для того, чтобы освоиться. Однажды приобретённый навык обычно не забывается, однако если задача усложняется или обстановка меняется, то мастерство может временно «пропадать». Был случай на генеральной репетиции оперы: хор делал много ошибок в пении, и дирижёр даже начал волноваться за премьеру. Причиной же сбоя были новые тяжелые костюмы, непривычное место (подмостки) и новые движения. Постепенно певцы освоились и стали петь так же чисто, как раньше.
Если прошло очень много времени, и вы не можете вспомнить, к примеру, стихотворение, иностранные разговорные фразы или технику езды на велосипеде, то стоит вернуться в самое начало – с чего вы начинали осваивать навык, и быстро повторить все этапы выработки. Освежив память, вы сможете вновь пользоваться «забытым» умением.

5. Обходиться без слов. Формировать поведение людей лучше так, чтобы они этого не замечали, то есть на несознательном уровне. Именно поэтому лучше избегать слов. Как только вы говорите вслух: «Ты получишь награду, если… уберёшься в комнате, перестанешь курить марихуану и пр.», обучение превращается в банальный подкуп. Человек, осознавая, что происходит, может нарочно поступать противоположным образом.
Тем более не стоит говорить вслух о том, что вам удалось изменить чужое поведение («Вот видишь, я научил тебя не курить, а ты даже не заметил!»). Человеку может не понравиться, что им «манипулировали», и он разрушит достигнутые результаты, даже если раньше сам к ним стремился.

6. Дневник своих достижений. Самое сложное занятие – обучать самого себя. Например, вы можете поставить перед собой цель следить за весом или не транжирить деньги. Обычно самообучение требует много времени (от года) и приходится перепробовать несколько методов, прежде чем найдётся тот, что сработает. Единственный безотказный приём подкрепления самого себя – это ведение дневника достижений и составление наглядных графиков улучшений. Когда кажется, что вы топчитесь на месте, достаточно взглянуть на график и увидеть, что сейчас ситуация всё же немного лучше, чем год назад.
Читайте в нашей Библиотеке «Главная мысль» обзор по очень интересной книге «Не рычите на собаку. О дрессировке животных и людей, и самого себя». Ее написала Карен Прайор – дрессировщица касаток. Она рассказала, как методы дрессировки животных можно эффективно использовать в других жизненных ситуациях – при воспитании детей, взаимодействии с коллегами, борьбе с вредными привычками.

Источник