Низкий налог не привлек самозанятых. Они остались в тени

Налог для самозанятых

Налог для самозанятых — самый низкий в России. Но пока граждане все же выбирают не платить налоги, ведь это дешевле

Число зарегистрированных с начала года самозанятых составило чуть больше 40 000 человек, рассказал глава Федеральной налоговой службы Михаил Мишустин, передает ТАСС.

40 тысяч зарегистрированных самозанятых — это, конечно, очень мало для выхода из теневой экономики, считает генеральный директор фриланс-платформы FL.RU Евгений Барулин. Оценки теневого сектора различны и зависят от методики расчета, но при любом подходе 40 тысяч зарегистрированных — это все же скромный показатель для России, соглашается главный научный сотрудник лаборатории «SAP Next-Gen Lab Plekhanov« РЭУ им. Г.В.Плеханова Александра Полякова.

По данным исследования рабочей силы Росстата, по итогам III квартала 2018 года в неформальном секторе экономики в России работали чуть больше 15 млн человек. На четыре региона, попавших в эксперимент, приходится в сумме около 1,2 млн занятых в неформальном секторе. Больше всего таких граждан в Московской области – 467 тысяч человек, оценивает ведомство.

О том, что самозанятых намного больше, косвенно говорит и статистика специализированных платформ, заточенных под работу с самозанятыми. Так, например, среди клиентов FL.ru 3,4 млн фрилансеров (внутренней разбивки по статусу ИП или самозанятых ресурс не делает), из которых 918 тыс человек работают в регионах, попавших в программу по самозанятым. На сервисе YouDo.com число исполнителей превышает один миллион.

Эксперимент по налогообложению самозанятых начался 1 января 2019 и продлится до конца 2028 года. По закону, самозанятые, работающие на физлиц, должны будут платить налог в 4% со своих доходов. Тех, кто работает с юридическими лицами, обязуют выплачивать по 6%. Эксперимент пока развернут всего в четырех регионах — Московской и Калужской областях, в городе Москва и республике Татарстан. В категорию самозанятых попадают граждане, работающих на себя без оформления юрлица. Это, например, репетиторы, няни, инструкторы и так далее.

Выгоды не очевидны

Власти утверждают, что созданный налоговый режим удобен для самозанятых, и подчеркивают, что система является добровольной. Однако никаких очевидных причин регистрироваться в качестве самозанятых у людей нет, считают опрошенные Forbes эксперты.

Те, кто привык работать в качестве самозанятых, пока не готовы платить какие-либо налоги, им это просто невыгодно, считает научный сотрудник Центра трудовых исследований Анна Шарунина. «Пока у них нет для этого стимулов. Поэтому число зарегистрированных такое небольшое», — считает она.

По мнению партнера Deloitte СНГ Юлии Орловой, бизнес также опасается выводить сотрудников в новый статус. По ее словам, для некоторых компаний использование самозанятых – это фактически альтернативная система найма, но они боятся оформлять таким образом сотрудников. «Например, агрегаторы такси могли бы поставить это на поток, но они опасаются, что эти действия будут восприняты как попытка уйти от налогообложения», — говорит Орлова. Тем не менее, по последним данным, около 12 тысяч водителей сервиса «Яндекс.Такси« (почти четверть от всех зарегистрированных самозанятых) перешли в новый статус.

Простой регистрацией самозанятых проблему серого сектора экономики не решить, считает Александра Полякова. Для граждан нет экономического стимула для регистрации в качестве самозанятых, соглашается она. И чтобы вывести их из тени, нужно использовать механизмы регулирования рынка, а не повальную регистрацию. «Это называется проблемой «плохих» рынков. И в этом случае нужно не стимулировать занятость как таковую, а использовать институциональные механизмы регуляции «правил игры» на рынке. То есть выстроить механизмы работы рынков так, чтобы регистрироваться стало экономически целесообразно для работника . Успешные практики уже есть и они, как привило, носят отраслевой характер. Например, удалось легализовать рынок частного извоза, и так удалось «вывести» из тени его участников. Он заработал благодаря цифровизации и включению новых правил регулирования, но попутно, как следствие, решилась и проблема самозанятости» — поясняет она.

Лучше чем ничего

Как бы ни мала была цифра в 40 тысяч человек, это все же значительный результат по сравнению с тем, чего добивались власти ранее, считает Евгений Барулин. Так, с начала 2017 года по ноябрь 2018 года в России было официально зарегистрировано лишь 2,88 тыс. самозанятых. «Это несравнимо больший результат для двух месяцев локального эксперимента по сравнению с прошлыми инициативами государства. Я бы назвал этот результат хорошим для страны с традиционно консервативными взглядами населения», — говорит Барулин.

По его словам, проблема низких показателей может пока заключаться в том, что большинство площадок, работающих с фрилансерами и индивидуальными предпринимателями, просто технически не готовы к работе с самозанятыми или пока не разработали и не внедрили необходимый для этого инструментарий, заключает он.

Цифра 40 тысяч — гораздо больше, чем было озвучено ранее. Но предстоит еще огромная работа: чтобы зарегистрировать больше самозанятых, нужно время, говорит глава компании Profi.ru Егор Руди. «Мы 10 лет кропотливо работали над привлечением специалистов». Сейчас на площадке зарегистрировано 660 000 специалистов. Однако заставить самозанятых регистрироваться невозможно, соглашается и он, и добавляет, что нужно продумать, как сделать процесс выгодным всем его участникам.

Авторы Людмила ПетуховаЕлена Ганжур

Источник