Нестле сокращает 85% сотрудников отдела продаж

нестле сокращает

Почти 300 работникам компании “Нестле” в России грозит увольнение. Части из них предложили трудоустройство, но ни один из 120 состоящих в профсоюзе сотрудников отдела продаж не оказался в их числе. Людей угрозами и шантажом заставляли подписывать заявления об увольнении “по соглашению сторон”. А филиал в Брянске, где работает председатель объединенной профорганизации, решено ликвидировать. Без работы останутся социально незащищенные категории граждан. Профсоюз работников АПК обратился в Генпрокуратуру по факту массовых нарушений прав работников. Корреспондент “Солидарности” поговорила с теми, от кого “Нестле” решила избавиться.

ПОД КАТКОМ “СУВОРОВА”

“14 мая “Нестле” развернула беспрецедентную кампанию давления, попытавшись принудить сотни сотрудников отдела продаж “добровольно” покинуть компанию в рамках давно запланированного, но до последнего державшегося в тайне проекта “Суворов”. Мы все попали под этот каток. Это было жестко и унизительно”, — говорится в заявлении объединенной профорганизации ООО “Нестле Россия” — Черноземье”.

Так что же случилось в этот майский день? Ни о чем не подозревавший персонал отдела продаж “Нестле Россия” был приглашен в арендованные конференц-залы гостиниц в городах, где расположены региональные офисы отдела: в Москве, Петербурге, Воронеже, Самаре, Нижнем Новгороде, Ростове-на-Дону, Екатеринбурге, Новосибирске, Иркутске и Владивостоке. Собрали под предлогом подведения итогов, однако двери залов заперли, на входе поставили охрану. Людей не выпускали даже в туалет. Не позволяли пользоваться телефонами. Требовали одного: подписать заявление об увольнении “по соглашению сторон” или уведомление о предстоящем сокращении. Подпись должна была стать пропуском на свободу.

— В компании я работаю 15 лет, — рассказывает сотрудник отдела продаж “Нестле” в Санкт-Петербурге. — 14 мая нас собрали для подведения итогов работы, причем разделили по группам. Всем одновременно было заявлено о предстоящих сокращениях. Двери были заблокированы, нас держали до вечера. Имели место фальсификации: на словах предлагали одно, а в документах было написано совсем другое. Прощупывались слабые стороны каждого сотрудника: у кого есть кредиты, у кого маленькие дети, кто находится в декрете, — с целью дальнейшего давления. Задача была одна: заставить подписать документы. Кто-то в итоге согласился. Времени на то, чтобы подумать, у людей не было.

И все-таки многие сотрудники отдела продаж не поддалась на угрозы и шантаж и не подписали никаких документов, решив до конца бороться с нарушением своих трудовых прав.

О продуманности этой спецоперации говорит одновременность ее проведения в 10 регионах, несмотря на разницу во времени. Везде действовали по одной схеме, разделив людей на несколько групп. Первая — остающиеся в компании (высшее руководство и те, кого невозможно сократить по ТК). Вторая — сокращаемые с предлагаемым трудоустройством и увольняемые по соглашению сторон с переводом на работу к дистрибьюторам. Тех, кто не соглашался, переводили в третью группу — сокращаемых уже без трудоустройства. По словам очевидцев, в каждой аудитории присутствовали юрист и психолог, еду приносили прямо в конференц-залы, при этом запрещалось пользоваться вилками.

— Чтобы люди не уходили, в зал принесли обед, — рассказывает сотрудник Северо-западного подразделения “Нестле”. — Только биотуалетов не хватало. Людей, от которых решили избавиться, изолировали, чтобы они не делились с коллегами информацией. Была и скорая помощь — нескольким сотрудникам стало плохо.

карьерная консультация Ростов

ОПЕРАЦИЯ “ЛИКВИДАЦИЯ”

Всего в планах компании — сократить больше 300 человек — около 85% сотрудников отдела корпоративных продаж “Нестле Россия” и подразделений продаж бизнесов “Пурина”, детского питания, кофейных аппаратов и готовых завтраков. Части работников было предложено трудоустройство в подрядных организациях, но ни один из 120 членов действующей в отделе продаж объединенной первичной организации профсоюза работников АПК РФ не оказался в их числе. В заявлении Координационного совета первичных профорганизаций “Нестле Россия” (документ есть в редакции) говорится, что “в первые две группы не попал ни один член профсоюза. Некоторые лояльные нам высшие руководители регионального уровня (пожелавшие остаться неизвестными) сообщили на условиях конфиденциальности, что есть установка и рекомендация дистрибьюторам не брать членов профсоюза”.

А в Брянске восьми сотрудникам филиала, где работает председатель объединенной первички Дмитрий Исаревич, объявлено о ликвидации филиала. При этом один увольняемый находится в отпуске по уходу за ребенком, другой имеет ребенка-инвалида, третья — онкобольная. Все они к концу июля должны оказаться безработными. По словам Исаревича, отношения с работодателем у первички были тяжелыми:

— Нас всегда воспринимали как инородное тело. Руководство считает, что в отделе продаж условия труда очень легкие. Но мы с первых же дней выявили нарушения, например переработку, фактически 12-часовой рабочий день. Последние действия компании “Нестле” направлены на уничтожение профсоюза. Половина сотрудников нашего подразделения имеет льготы при сокращении: у одного на руках ребенок-инвалид, и этот человек — единственный кормилец в семье; девушка с онкологическим заболеванием; я как председатель профкома и мой заместитель. То есть четыре сотрудника из восьми не подлежали бы увольнению по закону. Вот и решили ликвидировать все подразделение, — рассказал глава профорганизации.

МИССИЯ НЕВЫПОЛНИМА

Мария Курзина, координатор Международного союза пищевиков IUF по работе с транснациональными корпорациями в России, считает, что “Нестле” рассчитывает не произвести сокращение, а заставить людей самих покинуть компанию:

— Запугивают разными способами: не хотите уходить сами — мы вам будем давать невыполнимые задания, отберем служебный транспорт, не будем выплачивать бонусы (а это 45% оклада), отменим ДМС. Так, сотрудникам, которые работают в регионах, приравненных к районам Крайнего Севера, предложили получить шесть окладов при увольнении по соглашению сторон. Но это даже меньше, чем они получили бы на бирже труда с учетом того, что там выплачиваются еще и региональные надбавки.

Вот что рассказали “Солидарности” сотрудники отдела продаж “Нестле-Россия” на условиях анонимности:

— Со стороны руководителей мне поступали угрозы о проблемах с дальнейшим поиском работы. У меня трое иждивенцев на содержании, двое из них — дети двух и шести лет. А также ипотека и потребительский кредит, который я оформил в мае благодаря тому, что ООО “Нестле Россия” подтвердило сотрудникам банка мою занятость, не указав на планы по сокращению.

— На меня давили морально, чтобы я подписала документ об увольнении по соглашению сторон с 31 мая. Угрожали, что если не соглашусь сейчас, то мне не выплатят задолженность передо мной (не начисляли положенную компенсацию расходов на питание за 2,5 года работы, а это 116 тысяч рублей). Довели меня до истерики. Я пыталась выйти из аудитории — не пустили, сказав: “Если вам плохо, можем пригласить врача”.

— В числе сотрудников, находившихся со мной в зале, был один с ребенком-инвалидом, один с инвалидностью, двое предпенсионного возраста. На вопросы о льготах кадровики и юрист отвечали, что эти люди без проблем подпадают под сокращение — лучше им воспользоваться предложением компании.

— Я была на встрече 14 мая, попала в группу, где предлагали сокращение или компенсацию в шесть окладов, несмотря на то, что я мать двух детей — 4,5 и 1,5 года — и одна содержу семью.

Но даже те, кто остался в штате, не могут быть спокойны за свое будущее, считает работник подразделения кофейных аппаратов:

— Что, теоретически, может ожидать тех, кто в компании остался? Трудовые договоры составлены с огромным количеством уловок, по которым людей могут просто уволить. Например, основанием для расторжения трудового договора может быть непредоставление персональных данных. Поэтому те, кто подписался на предложенные условия,  — следующие на вылет.

По его мнению, из-за массовых сокращений продажи продукции “Нестле” будут падать. Соответственно, это приведет к тому, что в дальнейшем сокращения коснутся и фабрик “Нестле” в России.

ЗА РАМКАМИ СОЦПАРТНЕРСТВА

Руководитель управления кадрового администрирования департамента по работе с персоналом ООО “Нестле Россия” Светлана Шушкина на запрос профсоюза АПК о правомерности действий руководства компании известила: “В рамках социального партнерства информируем вас о том, что приказом ООО “Нестле Россия” № 09-04301 от 30.04.2019 года принято решение о сокращении численности и штата работников ООО “Нестле Россия” и возможном расторжении трудовых договоров с работниками ряда структурных подразделений, занимающихся продвижением продукции “Нестле”. (Документ есть в редакции.)

Однако, как подчеркнула заместитель председателя профсоюза работников АПК Галина Юрова в комментарии “Солидарности”, это письмо “поступило уже после того, как менеджмент компании предпринял возмутительные действия: закрывали людей на ключ и требовали, чтобы те написали заявления об увольнении”.

— На самом деле игнорируются принципы соцпартнерства. Ни о какой добросовестности со стороны компании “Нестле” мы здесь говорить не можем. Кроме того, закрывается именно тот филиал, где работает председатель объединенной первички Исаревич. На протяжении последних месяцев мы видим, что никто в серьезные переговоры с нами вступать не собирается. По итогам 2018 года компания “Нестле” получила номинацию как “Лучший работодатель”. Я не знаю, кто эти номинации выдает и по каким критериям. Но оснований говорить, что “Нестле” — ответственный социальный работодатель, у нас нет. Мы это помним еще с 2008 года, когда вместе с Михаилом Викторовичем Шмаковым выходили на пикеты против компании “Нестле”, уже тогда отличавшейся тем, что игнорировала законные требования работников о переговорах по зарплате. С сожалением приходится констатировать, что прогресса в этом отношении нет. Поэтому мы вынуждены обращаться в Генпрокуратуру и выходить на уровень штаб-квартиры компании “Нестле”, так как ее действия не соответствуют принципам и нормам достойного труда, о которых в год столетия МОТ так много говорится, — заявила Юрова.

Председатель профсоюза работников АПК Наталья Агапова обратилась к генпрокурору России с просьбой проверить законность действий менеджмента компании ООО “Нестле Россия”. Профсоюз потребовал немедленно и безоговорочно остановить все начатые 14 мая процедуры: сокращения, увольнения и закрытие филиала в Брянске, — аннулировать все полученные под давлением заявления, принести извинения пострадавшим сотрудникам и вступить в переговоры с профсоюзной стороной по поводу альтернатив реструктуризации.

Автор Елена Мелик-Шахназарова