Робот-бухгалтер сэкономил «Билайну» 50 млн рублей. Искусственный интеллект взял на себя рутинную бумажную работу, заменив около 100 сотрудников. В итоге, как заявляют в компании, сократились не только расходы, но и число ошибок, при этом скорость процесса выросла Какому еще бизнесу удается экономить благодаря искусственному интеллекту? Выяснял Александр Рассохин.
«Вымпелком» запустил робота RobBee еще в октябре 2018-го. Изначально он проверял большинство кассовых документов, искал недостачи и ошибки, однако со временем обучался новым навыкам. В итоге сейчас он работает с шестью различными информационными системами.
Результатами в «Вымпелкоме» более чем довольны: робот окупился за год, компания сэкономила 50 млн рублей, скорость работы выросла на треть, риск ошибок снизился почти в два раза, а сотрудники освободились от рутинной ручной обработки документов на 70%. «В 2019-м робот освоил новый навык — работа с документами по монтажу оборудования при строительстве мобильной сети. Робот выгружает эти документы из системы электронного документооборота с контрагентами, сверяет с нашими данными. Если все верно, автоматически загружает документы в финансовую систему. Если же робот видит ошибку, то он уведомляет сотрудников и направляет документы на корректировку. Появление робота помогло сэкономить людские ресурсы и переключить их на более сложные и творческие задачи», — рассказала “Ъ FM” руководитель пресс-службы «Вымпелком» Анна Айбашева.
В последние годы российский бизнес активно внедряет роботов с искусственным интеллектом. Нефтяные компании используют такие системы , чтобы анализировать наиболее прибыльные месторождения, логистические — загрузку складов.
Участники «большой тройки» операторов от «Билайна» не отстают: МТС запустил бота-юриста, который проверяет внутренние документы, формирует претензии и иски, вносит информацию в базы данных. А голосовые боты, которые отвечают на запросы или сами звонят клиентам и информируют, к примеру, о каких-либо изменениях, становятся уже привычным сотрудником во многих организациях. Не так давно его внедрил и «Мегафон», рассказала пресс-секретарь компании Юлия Плехова: «С помощью нового продукта можно совершать исходящий обзвон или принимать звонки без привлечения операторов колл-центра. Интеллектуальная обработка вызовов позволит снизить трудозатраты, сократить расходы, улучшить качество выполнения задач».
При обсуждении искусственного интеллекта часто звучат опасения, что многие сотрудники потеряют работу. Хотя эксперт «1С-Битрикс» Александр Сербул считает такие страхи напрасными: роботы позволяют автоматизировать процессы, освобождать персонал от рутинной работы и, как итог, экономить бюджет. «В совокупности это дает качественный прорыв для бизнеса, когда они решают задачи лучше, чем люди, и быстрее, и окупаются. Тут не надо думать, нужны сотрудники или не нужны.
Во-первых, ошибки, во-вторых, медленно, в-третьих, коррупция начинается. Зачем сейчас согласовывать счета, акты, счета-фактуры? Все надо в блокчейн убирать», — рассуждает он.
В «Вымпелкоме» не раскрывают затраты на производство бота. Сохраняют тайну и многие другие компании. А это принципиальный момент — в отличие от США и Китая, в России искусственный интеллект внедряется гораздо медленнее. Такие технологии могут позволить себе только крупные компании, подчеркивает основатель Umbrella IT Станислав Мешков: «В Соединенных Штатах средняя зарплата сильно выше, чем в России, и нанять человека, допустим, за $500 в месяц довольно-таки проблематично. А в нашей стране средняя зарплата сильно ниже. По этой причине уровень распространенности искусственного интеллекта гораздо ниже. Тут очень важный вопрос — срок окупаемости. Так или иначе, работа с искусственным интеллектом — довольно дорогая история. Когда вы сокращаете в компании 100 человек с зарплатой $5 тыс., это дает вам гигантское конкурентное преимущество. А у нас столько денег не сэкономить, как там».
По оценкам аналитиков PwC, к середине 2030-х годов роботы займут до трети рабочих мест. Впрочем, если верить результатам соцопросов, россияне не слишком переживают по этому поводу — порядка 80% респондентов таких перспектив не боятся.