Шесть из десяти компаний вкладывают в образование сотрудников
Половина средних и крупных компаний, обучающих своих сотрудников, сфокусированы на организацию курсов по финансовому менеджменту и бухучету. Наименее востребованные программы — иностранные языки и массовые коммуникации. Такие результаты показал опрос руководителей среднего и крупного бизнеса, проведенный Аналитическим центром Национального агентства финансовых исследований (НАФИ) совместно с агентством по организации образования за рубежом AcademConsult.
За последние три года шесть из десяти средних и крупных компаний отправляли своих сотрудников на корпоративное обучение — переподготовку, повышение квалификацию или стажировки. Лишь треть предприятий воздерживается от курсов и стажировок.
В основном на рынке востребованы образовательные программы по финансовому менеджменту, бухучету и налогообложению, по трудовому праву и кадровому производству. Обучение эффективным продажам и менеджменту востребовано намного меньше, чем несколько лет назад.
«Текущее корпоративное образование носит скорее обслуживающий, чем прогрессивный характер. В большинстве компаний оно закрывает потребности развития компетенций для базовых процессов в бухгалтерском и кадровом учете, в продажах. В случае с бухучетом это продиктовано привязкой к меняющейся законодательной базе, в случае с продажами — динамизмом профессии, — отмечает Людмила Спиридонова, руководитель направления HR-исследований Аналитического центра НАФИ. — Однако с развитием технологий именно базовые процессы автоматизируются в первую очередь».
За последние три года шесть из десяти средних и крупных компаний отправляли своих сотрудников на корпоративное обучение
По ее мнению, в ближайшем будущем рынку корпоративного образования нужно будет предлагать компаниям программы, направленные на компетенции более высокого уровня (менеджмент, коммуникации и т. п.). В отличие от России за рубежом от года к году увеличиваются затраты на корпоративное обучение. Основной рост бюджетов — в сфере технологичных производств и консалтинговых услуг, добавила она.
«В предпринимательстве существует закон — чем больше вооружен, в частности, знаниями и навыками, умением рассчитать и сделать обоснованный выбор, тем больше шансов на успех. Бизнес-образование еще никому не помешало, как в предпринимательстве, так и в выстраивании профессиональной карьеры», — говорит Людмила Дуканич, профессор кафедры международной коммерции Высшей школы корпоративного управления (ВШКУ) РАНХиГС.
Екатерина Ядова, проректор по дополнительному профессиональному обучению Московского технологического института, руководитель программ MBA Moscow Business School, считает, что рынок бизнес-образования уже сложился. И наиболее заметные игроки на нем — семинары и курсы повышения квалификации (короткие очные, очно-заочные, заочные программы до 72 часов) и длительные программы профессиональной переподготовки. «Большую долю в длительных программах бизнес-образования играют программы MBA. На рынке семинаров действует большое число чаще некрупных образовательных организаций и есть специализированные, имеющие компетенцию в каком-то реальном сегменте. Например, программы от ИТ-компаний, — констатирует она. — Профессиональной переподготовкой занимаются строго образовательные организации, среди которых довольно много крупных, имеющих в портфеле продуктов еще какие-то программы (даже высшего образования)».
Примечательно, что если на длительных программах ведущую роль играет репутация образовательного учреждения, то на коротких программах (семинарах) крайне важны личность и компетентность преподавателя. Кстати, по данным Русской Школы Управления, ключевым критерием при выборе обучения для самих бизнес-тренеров помимо темы обучения является авторитет преподавателя и лишь затем авторитет учебного заведения.