Сменить работу. Легко! История основателя компании Ethnic Steez Дмитрия Черненко.
Дмитрий Черненко бросил скучную работу у компьютера, продал два интернет-бизнеса и запустил мебельное производство.
Однако спустя несколько месяцев, когда прибыль предприятия оказалась на порядок ниже, чем он планировал, Черненко разочаровался в производственном бизнесе. Предприниматель едва не закрыл проект, но благодаря партнёру смог возродить дело.
Как и многие представители креативного класса, Дмитрий Черненко полюбил остров Бали, и однажды прожил там полгода. Его удивляло, что многие местные жители (далеко не самые богатые) со вкусом украшали свои дома.
Они использовали массив дерева, камень, стекло и другие природные материалы, вырезая на них этнические узоры. «Когда ты приезжаешь на Бали и погружаешься во всё это живописное великолепие, очень печально ехать на родину, где тебя ждут унылые однотипные дома и мебель из ДСП», — вспоминал Черненко.
Предприниматель загорелся идеей открыть в России производство мебели из натуральной древесины c этническими узорами.
До 2017 года он занимался электронной коммерцией: ему принадлежали два интернет-магазина по продаже рюкзаков и сноубордов — Dakineshop.ru и Mervin.ru.
Черненко продал оба бизнеса (сумму сделки предприниматель не раскрывает) и вложил деньги в запуск нового проекта.
Открытие мастерской
В начале 2017 года Черненко поделился идеей со своим другом Александром Чижовым. Они познакомились в середине 2000-х годов благодаря общему хобби: Черненко развивал свой сайт для сноубордистов Insnow.ru, а Чижов — сайт для ньюскул-лыжников TwinTip.ru.
Впоследствии Чижов организовал в Москве собственное производство лыж. Черненко предложил ему вместе заниматься производством мебели.
Сперва Чижов помог Черненко: дал доступ к своей мастерской, где у него стоял станок с ЧПУ и научил им пользоваться. Чижов разработал дизайн первых нескольких продуктов, вдохновившись фотографиями интерьеров, которые Черненко привёз с Бали.
Три месяца предриниматель учился с нуля — он не знал, как обрабатывать древесину, продумывать конструкцию мебели, окрашивать готовое изделие и так далее.
В сентябре 2017 года Чижов сказал, что не готов работать над двумя проектами и хочет сосредоточиться на производстве лыж. Однако он пообещал другу помочь со стартом собственной мастерской.
Черненко нашёл своё помещение на территории бывшего завода НИИДАР возле станции метро «Преображенская площадь». После того как предприятие переехало в Зеленоград, пустующие ангары облюбовали художники, ремесленники, скульпторы и разные креативные проекты.
Например «Свалка», который выкупает у людей ненужные вещи и перепродаёт их, или галерея «Электрозавод» или общественная мастерская «Дар труда».
Черненко арендовал пространство площадью 35 м² за 17 тысяч рублей в месяц. Он получил от собственника два месяца арендных каникул, но ему пришлось потратить до 50 тысяч рублей на ремонт протекающей крыши, электрификацию и покупку стеллажей.
Чижов также помог ему приобрести собственный станок с ЧПУ — от малоизвестной фирмы Reco. Поскольку у него был неисправен блок управления, он стоил существенно дешевле других промышленных станков — 300 тысяч рублей. Однако предпринимателю потребовалось потратить ещё 150 тысяч рублей и два месяца, чтобы восстановить механизм.
Кроме того, предприниматель купил дополнительные инструменты — электролобзик, циркулярную пилу и так далее. Чтобы полностью оборудовать мастерскую, ему потребовалось три месяца. В ноябре 2017 года Черненко запустил производство. Он назвал компанию Ethnic Steez.
Технология
Фрезеровочный станок с ЧПУ позволяет создавать изделия из дерева, металла или пластмассы со сложными узорами. Процесс производства выглядит так: дизайнер создаёт векторное изображение узора (например, в CorelDraw) и импортирует его в программу для управления станком. Самая популярная называется Artcam.
В программе мастер превращает эскиз в управляющую программу для резки в 2D или 3D формате. Он задаёт размеры заготовки и вводит параметры фрезы, которая будет сверлить древесину, а также указывает траектории движения, скорость, заглубление и так далее.
Далее траектории в виде программного кода загружаются на блок управления станка, а он передаёт сигналы шаговым двигателям и шпинделю. «Не надо быть краснодеревщиком, чтобы сделать идеально прямую раму — в этом и прелесть станка», — рассуждает Черненко.
Первое время Черненко собирался производить мебель. Однако он понимал, что у него недостаточно знаний и нужно потренироваться на более простом объекте.
Тогда он решил создавать зеркала с этническими узорами. Сперва Черненко создал около 30 тестовых зеркал и продал их со скидкой 50% через группы в Facebook — все они имели незначительные дефекты или просто были промежуточными вариантами. Это позволило предпринимателю сократить размер издержек на обучение.
На производство одного вида зеркала (если считать с момента возникновения идеи) у Черненко уходит полтора-два месяца. На производство одной уже разработанной модели он тратит около пяти рабочих дней.
С помощью станка предприниматель получает четыре узорчатые заготовки для рамы в духе конструкторов Lego. Затем он с помощью циркулярной пилы вырезает четверти — пазы для зеркального полотна.
После того, как рама склеена, изделие покрывают первым слоем краски, а после высыхания — наносят второй. Спустя некоторое время — шлифуют, чтобы добиться эффекта старины, и покрывают матовым лаком на водной основе, чтобы придать рисунку контраст и защитить раму от влаги и механических повреждений.
Для производства зеркал Черненко в основном использует хвойные породы дерева — ель и сосну. Он покупает сырьё в компании «Мир дерева». В зависимости от толщины и класса древесины, стоимость щита из ели составляет от 556 до 1014 рублей за м². Стоимость щита из сосны — от 594 до 1112 рублей за м².
Иногда Черненко использует для производства щиты из бука или дуба, но они стоят дороже. Бук — от 1930 до 4400 рублей за м², а дуб — от 2200 до 6000 рублей за м².
«Мне больше нравится работать с дорогими породами дерева, но наша аудитория не готова переплачивать за неё. Хотя после покраски разница не особенно заметна», — рассуждает Черненко.
Сейчас у предпринимателя 10 моделей зеркал стоимостью от 7490 рублей до 15950 рублей. Кроме того, Черненко производит фоторамки: в его коллекции 12 моделей стоимостью от 650 до 4450 рублей. Они оформлены в стиле персидской, африканской и полинезийской этники.
К лету 2018 года Черненко накопил достаточно опыта, чтобы взяться за массовое производство мебели. В его коллекции пока четыре предмета — тумба для обуви, шкаф для одежды, прикроватная тумба и лестница для полотенец. Стоимость изделий — от 6450 рублей до 27 900 рублей.
Первые продажи
В самом начале у Черненко была идея — он хотел создать замену «бездушной» мебели из ДСП, покрытой пластиковой имитацией фактуры. «Задумайтесь, мы строим заборы из массива дерева, но делаем шкафы из опилок», — писал он.
Однако он не знал, кому будет продавать свой продукт и как определить его целевую аудиторию. Соответственно, предприниматель не мог выбрать приоритетные каналы продаж, и ему приходилось постоянно тестировать разные инструменты сбыта.
В ноябре 2017 года, когда первые экземпляры зеркал были готовы, он опубликовал объявление на Avito и уехал отдыхать.
После этого начались звонки. Одна покупательница сказала, что ей нужно именно это зеркало. Я ответил, что уехал из Москвы и не могу его отправить. А она настаивала: говорила, что готова подождать. Тогда я почувствовал, что спрос на товар есть.