цель

Кем вы видите себя через 3/5/10 лет?

Вопрос традиционно вызывает насмешки кандидатов, а меж тем он один из самых глубоких как на собеседовании, так и в жизни вообще. К чему вы стремитесь? У Вас имеется продуманная стратегия (карьерный план), либо Вас хаотично мотает по рынку труда и вы хватаетесь за более-менее подходящее предложение, не оценивая его в долгосрочной перспективе? Вы целенаправленно строите карьеру или ищите работу для поддержания штанов? Вот о чем этот вопрос.

И никто не ждет ответа в духе: «через 10 лет я планирую быть генеральным директором такой-то компании». Более корректно, например: «моя долгосрочная цель – роль, подразумевающая управление компанией такого-то масштаба. Срок прогнозировать сложно, ориентировочно – через 12 лет. Для этого я планирую в ближайшей перспективе занять позицию национального менеджера канала HoReCa в международной компании, далее целесообразно взять ответственность за все каналы сбыта, будучи директором по продажам в российской компании (прийти туда как донор экспертизы), потом рассматриваю как вариант год в INSEAD, далее по возвращении в Россию роль… ». Выдумывать ничего не нужно. Интересует общий вектор движения и продуманность пути. 1️⃣. Масштабная долгосрочная цель и 2️⃣. шаги (должности, освоенные компетенции) на пути к ней. То есть грамотный ответ всегда состоит из двух частей.

Кроме плана А, у Вас может быть еще В и даже С. Озвучивать работодателю можно какой-то один или все, по ситуации.

Когда Вы озвучиваете свой план, наниматель может оценить вместе с вами, станет ли эта роль Вас шагом вперед к цели. И если да – прогноз оптимистичный, вы и мотивированы будете, и результат высокий покажете. Если нет – смысл вести диалог?

Если цели у вас нет – для нанимателя это не всегда плохо. Когда открытая вакансия тупиковая в компании, либо роль очень процессная, рутинная, подразумевает исполнение регламентов — отсутствие у вас вИдения перспективы работодателю даже на руку, всем спокойнее. Вас можно «пересадить» на другую роль без проблем, и вы не будете противиться, что, мол, в маркетинг метили, а вас в логистику «запихнули» (это для молодых сотрудников актуально).

А вот когда должность в компании ключевая или/и на вырост — брать сотрудника без плана, примерно совпадающего с намерением компании, более рискованно.

Бывает, что долгосрочная цель это свой, бизнес, а работая по найму вы копите деньги или компетенции набираете. Такую цель можно озвучивать когда: вы четко знаете, что это за бизнес, а не просто «перестану работать на дядю»; срок работы по найму составит от 5 лет; ваши цели совпадают с целями компании (допустим, у них проект с определенным сроком). Если это не так — лучше озвучить плат В.

Нормально, что долгосрочные цели меняются. Возможно, изменились ваши ценности, внешние обстоятельства и т.д. И тогда карьерный вектор отклоняется, подчас кардинально. И тогда еще важнее ответить работодателю, согласно какой стратегии вы после N лет работы личным помощником захотели в маркетинг ассистентом бренд-менеджера (например). Чтобы он понимал, что это не побег от режима 24/7 и не плод иллюзий, что уж там-то креативная работа, а продуманный шаг в сторону роли, которую вы хотите занять со временем.

Надеюсь, мне удалось вас убедить, что вопрос «кем вы себя видите себя…» звучит наивно только на первый взгляд, а целеполагание является одним из атрибутов осознанной карьеры. Этой проблеме посвящена примерно половина (если не больше) моих индивидуальных консультаций. И основной задачей своего блога я вижу помощь в решении именно этой задачи, поскольку прочие моменты в процессе трудоустройства — уже скорее техника.

 

Источник