Как работают люди. Профессия бортпроводник (часть 1)

бортпроводник

Когда я училась в начальной школе, на вопрос: «Кем ты хочешь стать, когда вырастешь?» многие девочки нашего класса отвечали: «Стюардессой». Наверное, в этой профессии есть какое-то особое очарование и для детей и для взрослых. Детей завораживает возможность постоянно подниматься в небо и работать на борту самолетов, взрослых же, скорее всего, притягивает возможность дешевых перелетов и перманентное путешествие из одной страны в другую, ну и, наверное, зарплата.
В процессе полета пассажирам может показаться, что работа бортпроводника чем-то похожа на работу воспитателя в детском саду: следит, чтобы все были накормлены, напоены, чтобы не вредничали, и всем было комфортно и безопасно.
Как показывает практика, на деле же у бортпроводников гораздо больше обязанностей, да и ответственность в разы больше, чем многие могут себе представить.

Уверена, если бы к моим 23 годам у меня был хотя бы один случай путешествия по воздуху, вступление получилось бы гораздо эмоциональнее и содержательнее. Но я не переживаю по этому поводу. Потому что истории, воспоминания и признания Виктории, действующего бортпроводника авиакомпании S7 невероятно содержательно расскажут о красивой и романтичной, но в то же время сложной и ответственной работе бортпроводников.

Где обучают профессии бортпроводника? И как, кстати, правильно называется профессия: бортпроводник или стюардесса?

Стюардесса – это, скорее, такое «народное» слово. А с первого же дня обучения, да и с самой первой секунды собеседования — все говорят исключительно «бортпроводник». Исключения не делается даже для представительниц прекрасного пола. На бейджах тоже пишется одно слово на всех: «бортпроводник».
В ВУЗах никого из моих коллег нашей профессии не учили, все получали какое-то своё высшее образование. А попасть в ряды бортпроводников можно двумя способами.
Способ первый. Сначала вы должны успешно пройти собеседование в авиакомпании. Формируется группа не более 20-ти человек. Далее эта группа отправляется в учебный центр. Обучение занимает около 2,5 месяцев непрерывной ежедневной учёбы. Наш учебный день начинался в 8.30 и заканчивался в 16.00. Здесь мы узнавали теорию, осваивали практические навыки, занимались на специальных тренажёрах, имитирующих самолёты изнутри и снаружи, сдавали тесты, экзамены, учили психологию и даже конструкцию воздушных судов. На практических занятиях мы и пожары тушили, и в воду прыгали, и эвакуации проводили.

Вообще, учебный центр занимает огромную площадь и находится,как правило, за городом. Это целый комплекс — несколько корпусов и строений. После обучения – обязательная практика. Тридцать часов стажёрских полётов. Летаешь сверх бригады дополнительным человеком, всему учишься уже «в небе». Дальше — преддопуск к самостоятельным полётам: с тобой в полёт ставят инструктора, и он даёт заключение о твоей готовности к самостоятельной работе, говорит, на что обратить особое внимание. А после всего этого ещё одна ступенька — допуск. Тоже даёт инструктор. Но здесь уже права на ошибку нет.

 

Способ второй. Есть обучающие курсы. Тоже длятся месяца два. Но это частные курсы, платные. На них человек получает только общее представление о работе, никаких навыков, никаких тренажёров. Просто вечерние занятия. И естественно, никакого трудоустройства никто не гарантирует. Грубо говоря, это больше для общего развития.. При приёме на работу они вообще не учитываются.
Ну и кроме того, есть бывшие бортпроводники — приходят на работу из других авиакомпаний.
Ну и особо важный этап между собеседованием и учёбой – ВЛЭК (Врачебно-лётная экспертная комиссия). Она подразумевает доскональную проверкувсего организма. Причём ни в каких частных клиниках эту комиссию не пройти за деньги. Всё строго. Мы проходили множество разных специалистов. Если они утверждают заключение о годности — идёшь на учёбу. Нет, увы, до свидания. В зависимости от того, насколько всё будет успешно, уйдёт на эту комиссию от недели до месяца. Проходят её, к сожалению, далеко не все.

карьерная консультация Ростов

Какие в процессе обучения были дисциплины у вас, которые нужны непосредственно для работы?

Сразу скажу, что знание иностранных языков – это даже не обсуждается. Английский — обязательное требование к кандидатам. Причём в группе вас этому никто учить не будет. Знания проверяют на собеседовании. Основная база должна уже быть. На учёбе дают только специальные знания и «профессиональную» лексику.
По поводу специальных дисциплин, в среднем, каждую неделю начиналось 2-3 новых предмета. Однозначно,  всем в душу западает АСП (Аварийно-спасательная подготовка). Там мы смотрели фильмы про реальные авиакатастрофы. Учились эвакуировать пассажиров при аварийных посадках на воду и на сушу. Кстати, эвакуировать всех пассажиров положено меньше чем за 90 секунд — это время горения воздушного судна. Условия обучения максимально приближены к реальным. Благо, современнейшие тренажёры это позволяют: имитируют и дым, и огонь! Настоящие трапы, по которым проходит эвакуация из самолётов.  А преподы по АСП — профессиональные спасатели, чудесные люди. Знают, где пошутить, но на деле спуску не дают. После недели аварийно-спасательной подготовки мы все были в синяках :)
Кроме того, проходили также конструкцию самолёта, психологию, медицину (нас даже учили принимать роды на борту!), CRM (человеческий фактор), авиационную безопасность и много чего еще — практически второе высшее получили. У нас зачёты были каждые три дня!

Как прошел твой первый полет?

«Первых» полётов было два — первый стажёрский и первый самостоятельный. Эмоций масса! Помимо естественных восторгов (ааааа взлёт!!! ааааа земля!!!! аааааа небо!!!!!) на стажёрских полётах удаётся полетать в кабине пилотов! Здесь уж восторгу нет предела! Земля и небо из кабины пилотов смотрятся совсем по-другому! Только вот отвлекать пилотов нельзя: взлёт и посадка — самые ответственные моменты за весь полёт. Хотя компания приятная, так и располагает, чтобы отвлечь. ;)

На самостоятельных полётах работа уже идёт полным ходом. За каждым бортпроводником закреплён свой фронт работ. Если полёт короткий, в пределах двух часов, даже присесть не успеешь. Постоянно что-то нужно делать. На стажёрских, в случае чего, помогут, подстрахуют. А на самостоятельных — всё сам.
Помню, как впервые вышла в салон демонстрировать аварийно-спасательное оборудование: кислородная маска, ремень, аварийные выходы. Волновалась ужасно, а тут ещё молодой человек из пассажиров глазки строить начал! Ну вот совсем не до него было! И так руки дрожали!
Потом пошли в салон с тележкой соки и воду предлагать. Говорю «Пожалуйста, прохладительные напитки: сок яблочный, томатный, апельсиновый, вода с газом, без газа». А у самой ещё после взлёта уши заложены, ничего не слышу. Такое бывает с непривычки первые 2-3 дня полётов, потом уже совсем уши не закладывает. В самолёте и так не слишком тихо: двигатели шумят, пассажиры между собой разговаривают, а тут ещё и уши свои подводят! Мне пассажир говорит: «Апельсиновый, пожалуйста». Я не услышала. «Томатный?» говорю. Он: «Нет, апельсиновый!». Я ему протягиваю воду газированную. Благо, пассажиры хорошие в основном. Прохожу стаканчики собирать, а мужчина мне вместо стаканчика розочку протягивает.
Девочка-стажёр из коллег во время второго своего полёта на мужчину уронила пару долек лимона. А он такой серьёзный сидит, в костюме, взгляд суровый… Надо было как-то сгладить инцидент. Она выкрутилась: «Упадёт на вас лимон — ждите вскоре миллион!». Он сразу и оттаял, посмеялись. Находу сочиняла, конечно.
Но не у всех всё так гладко. Девочка из предыдущей группы на первом своём самостоятельном рейсе проверяла дверь (для этого перед полётом её открывают и закрывают на земле ещё, до посадки пассажиров), открыла, оступилась и выпала из самолёта на ВПП (взлётно-посадочная полоса). В больницу с переломами увезли. Но это редкость, конечно.

Чем бортпроводники заняты в процессе полета?

Работа начинается гораздо раньше. Если вылет, к примеру. в 10.00, мы приходим в 8.00 на предполётный брифинг, где встречается бригада, с которой лететь в этот раз. На брифинге краткая информация о полёте и недавних изменениях. Плюс, проверка знаний, особенное внимание порядку и процедурам эвакуации и аварийно-спасательному оборудованию. Потом отправляемся в стартовый медпункт, берём аптечки (3 штуки) и проходим мини-проверку у стартового врача. Затем идём принимать самолёт, если он уже находится на стоянке. Принимаем каждый свою зону ответственности (оборудование, огнетушители, кислородные баллоны и маски, дымозащитные капюшоны, спасательные жилеты, аварийные фонари, освещение, открытие-закрытие дверей). Потом обязанности делятся: кто за багаж отвечает — спускается под борт (в некоторых авиакомпаниях эту обязанность с бортпроводников уже сняли), кто за «кашу» (мы так называем бортовое питание) — принимает питание и кухонное оборудование, кто за мягкий инвентарь (пледы, салфетки, подушки) — принимаем всё под подпись, документов очень много. Потом встречаем пассажиров, рассаживаем, демонстрируем АСО (аварийно-спасательное оборудование), пристёгиваем, и, наконец. взлетаем.
Во время взлёта успеваем что-то приготовить на кухне — зарядить чайники/кофейники, засервировать вкладыши и подносы для прохладительных напитков, подписать документы, полученные на земле. Взлетели — раздаём пледы, прессу. Обслуживаем прохладительными напитками, потом — питанием, затем чай-кофе. Пока всё соберём — уже дело к снижению идёт. Только успеешь кофе выпить и идёшь пристёгивать всех снова. В это время ответственный за «кашу» считает остатки, чтобы заполнить возвратные накладные. На земле этим заниматься некогда. Все это относится к коротким рейсам — около 2-х часов. А вот когда лететь долго — даже поспать удаётся. После того, как двери открыли и пассажиров проводили, встречаем разные службы — клининг, служба бортпитания и т.д. Сдаём им все остатки и идём на «разбор полётов» (послеполётный разбор). Потом сдаём аптечки.
В процессе полёта всегда между собой общаемся. По-другому никак. Хорошо, когда народ с чувством юмора попадается. Ведь столько времени бок о бок приходится проводить. Ещё один плюс работы — много коллег!

Если выпадает международный рейс, удается ли как-то познавательно или культурно провести время? Где-то погулять, что-то увидеть?

Рейсы бывают «разворотные» и с командировками. Разворотные — это прилетели-улетели. Тогда хоть бы успеть в дьюти-фри сбегать. А чаще и этого не удается. А вот командировочные – это здорово:) Поэтому бортпроводники радуются, когда авиакомпания открывает новые направления полётов. Если рейс с командировкой, да ещё и бригада хорошая попадается — замечательно. Тут уж в зависимости от авиакомпании и направления от одних суток до 2 недель можно остаться. Из Испании даже после суток командировки умудряются обгоревшими прилетать, как изотпуска вернулись. У нас любят командировки! В этом, конечно, еще один плюс работы. Дополнительный плюс — корпоративные тарифы на авиабилеты. Каждый месяц летать можно за копейки. Это классно!

Бывает ли, что и бортпроводникам тяжело с физической стороны переносить полет? Как удается выполнять свою работу, когда самочувствие не супер?

Да, полёты даются не всегда легко. Устают ноги. Даже если рейс короткий. Это из-за нагрузок на взлёте и посадке. А тут ещё и обязательные каблуки.
Кроме того, тяжело приходится бортпроводнику, контролирующему загрузку/разгрузку багажа и груза. Во многих компаниях эта ответственность с бортпроводника так и не снята. Под бортом самолёта ужасно шумно, и часто либо холодно, либо жарко. А стоять приходится долго. Бывает так, что рейс на север, а там -40, постоишь полчаса под бортом, надо расписаться в багажной ведомости, а ручка замёрзла — не пишет, да и рук уже не чувствуешь. И потом нужно подняться на борт и демонстрировать, как пользоваться маской и ремнём. А пальцы-то не слушаются.

Многие жалуются на режим сна, который сбит основательно. У меня со сном проблем нет — засыпаю сразу, как коснусь подушки.
Я люблю свою работу. Поэтому для меня не проблема улыбаться пассажирам и выкладываться на каждом рейсе. Если вдруг ну совсем невесело — представляешь, что среди пассажиров летит маленький ребёнок, у которого это первый полёт. Ну как можно испортить детские впечатления? Он же на тебя смотрит так, что невозможно не улыбнуться!!!
Хотя ребёнок ребёнку рознь, конечно. Пару недель назад летели в Варну, Болгария. На борту 75 детей, детский лагерь. И всего 5 взрослых сопровождают, да и те своими делами заняты. А возраст у детей как раз лет 10-13. Это был тот ещё полёт. Они закрывали друг друга в туалете, крошили булочки в чай, кидались через ряды бутербродами, завязывали в узел ремни безопасности, привязывали шнурки к креслам, прятали вещи друг друга по всему салону, плескали друг в друга соком и ползали под сиденьями! Обстановка, конечно, была очень нервная.

Профессия бортпроводника исключительно женская? Или могут работать и мужчины?

Ой, мужчины есть и им очень рады! Даже бригады стараются на рейс планировать так, чтобы в составе был хоть один молодой человек. Но это не всегда получается. Мальчиков не слишком много.

 

Источник