искусственный интеллект

Искусственный интеллект может заменить финансистов, но не продажников

Искусственный интеллект меняет рынок труда уже сегодня: обрабатывает документы в банках, автоматизирует процесс закупок в корпорациях, управляет репутацией компаний, быстро отвечая на негативные комментарии в сети. Лидером автоматизации труда стал финансовый сектор.
По данным oneFactor (компания реализует сервисы ИИ), больше 75% всех решений по работе с клиентами-заемщиками банки принимают с учетом рекомендаций ИИ.

Управление рисками

Система помогает определить платежеспособность клиента, вероятность дефолта или мошеннические намерения, сопоставляет данные клиента и запрошенную им сумму со скоринговыми моделями и за несколько секунд формирует индивидуальное кредитное предложение.
В «Тинькофф банке» искусственный интеллект исследует финансовое поведение, расходы клиента для управления кредитным лимитом. Анализ результатов позволяет роботу самостоятельно обучаться.
ВТБ с помощью искусственного интеллекта управляет рисками, прогнозирует спрос на продукты банка и вероятность дефолта клиентов. «Сбербанк» развивает компьютерное зрение, биометрию, речевую аналитику. ИИ отвечает за определение нужного объема наличной валюты и сбор обратной связи от клиентов. Использование чат-ботов также помогает банкам сократить фонд рабочего времени на 20%.

Клиентский маркетинг

Операторы связи используют ИИ для общения с клиентами и решения их проблем. «Мегафон» анализирует предпочтения клиентов для формирования индивидуальных предложений и использует данные о передвижениях абонентов для прогнозирования местоположения салонов. МТС изучает посещаемость точек продаж, что позволяет компании экономить на оплате труда до 15%.
ИТ-директор X5 Retail Group Фабрисио Гранжа рассказал, что изучение частоты и суммы покупок, любимых категорий товаров покупателей «Перекрестка» позволило увеличить эффективность целевого маркетинга на 5% и сократить расходы на коммуникации на 40%. Подготовка персональных предложений ускорилась в семь раз.

Автоматизация рутины

По данным PwC, 74% российских компаний планируют инвестировать в ИИ в ближайшие три года в целях автоматизации рутины. Таким образом примерно 40% российского рынка труда изменится за счет использования систем ИИ. По оценкам PwC, внедрение ИИ к 2030 году даст прирост 14% мировому ВВП (на $15,7 трлн). Это больше, чем нынешний суммарный объем промышленного производства Китая и Индии.
Гендиректор «ABBYY Россия» Дмитрий Шушкин уверен, что если компания смогла обучить сотрудников, то обучит и машину, которая будет работать быстрее и дешевле. Тем не менее, 67% руководителей компаний в мире полагают, что в ближайшие пять лет ИИ будет отрицательно сказываться на доверии к отрасли, рассказывает руководитель практики контроля рисков PwC в России Тим Клау: «Безопасность технологии вызывает вопросы».

Продажи

Директор по работе с ключевыми клиентами AB InBev Efes Россия Анна Миронова, уверена, что ИИ не может быть так же эффективен в продажах, как живой человек. Ведь ИИ не заменяет человека, а лишь оптимизирует ситуации, когда уже понятны принципы принятия решений людьми. «Каждый клиент совершенно индивидуален, со своими проблемами и задачами, а переговоры — тысяча разных дорог. Разве искусственный интеллект способен считать и проанализировать все это?» — задаётся вопросом Миронова.
Также она акцентирует внимание на неочевидности мотивов покупателя: «Общение с клиентом — это не только то, что он говорит, но и то, о чем он умолчал». Грамотные специалисты по продажам анализируют не только ответы, но и мимику, позу, жесты, настроение человека: «Покупатель хочет видеть в менеджере живого человека, который поймет его потребности и предложит оптимальное решение».
Также Анна Миронова замечает, что ИИ не сможет учесть все вводные, ведь на решение о покупке может повлиять даже погода, не говоря о моде, трендах и прочем.
Материал подготовлен командой рекрутингового агентства в сфере ИТ и digital iD:HR.